Неправильно оценил дорожную обстановку что это

Прогнозирование и анализ дорожной ситуации

Неправильно оценил дорожную обстановку что это

Благодаря грамотной и профессиональной оценке дорожной ситуации можно правильно предвидеть (спрогнозировать) дальнейшую дорожную ситуацию. Прогнозирование представляет собой сравнение абстрактных предположений в голове человека в данный момент с данными о таких же ситуациях, которые хранятся в его памяти.

Поскольку память обладает ассоциативными свойствами, водитель имеет определенное представление об изменении взаимного положения и управляемой машины, и других объектов дорожного движения.

Таким образом, умение прогнозировать зависит от индивидуальных ассоциативных свойств памяти человека и его способности вообразить изменение временных и пространственных характеристик ситуации на дороге.

Благодаря воображению водитель представляет развитие ситуации как результат возможных его собственных действий, и действий других участников ДТС. Самым сложным в процессе прогнозирования является необходимость предугадать, как будут вести себя окружающие.

Их действия могут быть весьма разнообразными, а это значит, что и решения по управлению своими автомобилями могут различаться.

Поэтому задача прогнозирования состоит в правильной оценке различных вариантов развития ДТС и выявление из них такого, который наиболее вероятно соответствует поведению остальных участников дорожного движения.

Этот выбранный вариант – основа водителя для принятия решений. Часто такой информации бывает недостаточно. К примеру, довольно затруднительно грамотно оценивать поведение окружающих  на участке дороги с плохой видимостью, или находясь в плотном потоке автомобиле.

В таких ситуациях водителю следует ориентироваться на тот вариант, который в данных обстоятельствах является самым опасным, и не принимать решения до тех пор, пока не будет получено достаточно информации.

Для этого нужно снизить скорость или приостановить автомобиль (к сожалению, многие водители забывают об этом), а если этого сделать нельзя, то он должен принять иные меры безопасности (сделать интервал между машинами больше), и поддерживать готовность к любому изменению дорожной ситуации.

Таким образом, водитель формирует решение о том, как необходимо двигаться и как достичь этого, основываясь на своей оценке ДТС и ее прогнозировании.

В некоторых ситуациях нужно сохранять неизменный режим движения. Изменять режим необходимо по разным причинам, например, с появлением пешеходов, встречного, попутного транспорта, обращая внимание на дорожные знаки и светофоры, разного рода препятствия.

Принимая дальнейшее решение, водителю необходимо помнить о характеристиках дороги, эксплуатационных свойствах самой машины, прежде всего, ее размеры, динамические и тормозные качества транспорта, его управляемость, и др.

Реализуется принятое решение через воздействие на механизм управления или с помощью сигналов другим участникам ДТС.

Самым нежелательным и опасным фактором управления была и остается неожиданность

Над летчиками проводили такой эксперимент: при управлении самолетом под автопилотом и вручную им водили отказ техники, который резко нарушал заданный режим полета. В результате эксперимента выяснилось, что когда пилоты управляли транспортом вручную, она готовы были парировать нарушения, с отказом техники они справились довольно легко.

В том случае, когда самолет шел под автопилотом и летчики были расслаблены (хотя и держали органы управления в руках, как указано в инструкции), резкий отказ вызывал у них гораздо большее волнение, они не могли удерживать нормальный режим полета.

Эксперимент показал, насколько важно во время вождения предусматривать возможность возникновения аварийных ситуаций и быть готовыми к противодействию.

Было замечено, что иногородние водители совершают относительно большую часть нарушений и дорожных происшествий. Несмотря на их попытки быть более осмотрительными в малознакомом городе, все происходит именно так. Местный водитель, которому известно обо всех городских дорогах, перекрестках и опасных местах, всегда находится в более выгодном положении.

Неожиданность опасна не только в городских условиях, но и при движении по междугородной трассе. Во время движения по ней водитель складывает представление, образ дороги, от которого он отталкивается, на будущую часть пути, которая ждет его за поворотом.

Именно здесь особо опасны неожиданности, о которых не известно водителю. Как правило, он реагирует на них с определенной задержкой.

В ходе экспериментов было установлено, что в том случае, если водитель готов к определенной дорожной ситуации, то его время реагирования составляет какие-то доли секунды, а когда ситуация возникает неожиданно, то время реакции возрастает в несколько раз.

Следует сказать несколько слов об обгонах. При совершении этого маневра правильная оценка ситуации и прогнозирование имеют существенное значение. Водителю необходимо учитывать большую совокупность факторов: удаленность от встречной машины, скорость обгоняемого транспорта, возможное поведение водителя, который едет впереди.

Ошибаться в этом прогнозе очень опасно, поскольку обгон происходит при повышенной скорости. При таком маневре водитель чувствует острое напряжение. В ходе экспериментов установлено, что в психофизиологических параметрах водителя во время обгона происходит значительный сдвиг, их значение превышают обычные на 25-40%.

Приток информации о ситуации на дороге значительно уменьшается в том случае, если длительное время перед автомобилем едет крупное транспортное средство.

Такое обстоятельство вызывает «сенсорный голод», и, как следствие, стремление обогнать большой автомобиль, повысить скорость.

Если это стремление очень велико, водитель может не вполне адекватно оценивать сложившуюся дорожную ситуацию и совершить обгон на том участке, где это может быть опасным.

Источник: http://autodr.ru/sovety-avtolyubitelyam/vozhdenie/752-prognozirovanie-i-analiz-dorozhnoy-situacii.html

Шесть опасных иллюзий, с которыми можно столкнуться за рулем

Неправильно оценил дорожную обстановку что это

Мы давно уже знаем, что наш мозг легко обмануть, поскольку он не совершенен, как и все в нашем мире. Именно поэтому существуем огромное количество различных иллюзий , которые легко и просто обманывают наш мозг , который обрабатывает зрительные образы особым образом.

Но одно дело когда иллюзии созданы для нашего развлечения , а другое когда иллюзии матушки природы возникают за рулем, что представляет огромную опасность.

Вот самые опасные иллюзионных эффектов, которые могут угрожать как водителю и пассажирам, так и всем участникам дорожного движения. 

Туннельная иллюзия

Когда транспортное средство движется внутри туннеля, поскольку эталонный объект изменяется относительно, водитель может легко потерять правильное суждение о скорости транспортного средства, непреднамеренно набрать скорость. При долгом монотонном движении в туннеле водитель не почувствует большую скорость.

Особенно это опасно при движении в темном туннеле, когда навстречу движутся автомобили с включенными передними фарами, которые могут ослеплять водителя. В том числе даже горит только ближний свет фар.

Этот опасный эффект возникает из-за резкого яркого света после движения в темном туннеле.

В результате, незаметно превысив установленную скорость движения, ослепленный водитель может резко затормозить, спровоцировав серьезную аварию, и даже потерять направление движения. 

Поэтому, когда вы едете в туннель, не забудьте включить ближний свет фар и габариты, а также строго контролируйте установленную Правилами дорожного движения текущую скорость автомобиля, проверяя ее на спидометре.

Если вы неопытный водитель и вам неудобно отвлекаться на спидометр, тогда заранее перед въездом в туннель снизьте скорость (ниже, чем разрешенный ПДД максимум).

Включив ближний свет фар и габариты автомобиля, вы позволите другим водителям увидеть вас, что снизит риск столкновения. 

Иллюзия расстояния

Тем, кто не имеет большого опыта вождения, и тем, кто только получил права, нужно обратить внимание на иллюзию расстояния. Также на эту опасную иллюзию стоит обратить внимание тем, кто только недавно пересел на другой автомобиль. Иллюзия расстояния приводит к неправильной оценке дистанции между вашей и впереди идущей машиной.

Несоблюдение дистанции – одно из самых частых и опасных нарушений ПДД, которые приводят к авариям. Например, если вы недавно пересели с хэтчбека на большой внедорожник или на полноразмерный седан, вы можете первое время не чувствовать габаритов автомобиля и ехать по привычке так, что будете держать ту же дистанцию, что и когда ездили на автомобиле меньших размеров.

В итоге ваша дистанция будет недостаточной в случае резкого торможения впереди идущей машины, из-за чего есть большой риск, что вы не успеете остановиться в экстренной ситуации.

У тех, кто еще не набрался опыта вождения, также самой частой ошибкой является несоблюдение дистанции, поскольку водители-новички еще не чувствуют правильное расстояние между машинами.

И виной всему иллюзия расстояния, которая обманывает водителей насчет истинной дистанции. 

Следовательно, всегда строго соблюдайте дистанцию. Если не уверены, лучше держите дистанцию до другой машины как можно больше.

Напомним, что, если вы движетесь в городе, вы должны держать дистанцию до другой машины не менее 15 метров – это приблизительно три длины вашей машины.

Если вы движетесь по загородной трассе, обращайте внимание на скорость автомобиля. Разделив вашу текущую скорость на два, вы получите необходимую безопасную дистанцию в метрах.

Например, если вы едете по шоссе со скоростью 60 км/час, то минимальная дистанция должна быть 30 метров. Этот расчет применим только в летнее время на сухом асфальте.

На мокрой или скользкой дороге дистанцию необходимо увеличить и снизить среднюю скорость с учетом дорожных и погодных условий.

Если вас в дороге застали снегопад, метель, сильный ливень, туман, приводящие к плохим дорожным условиям, вы ДОЛЖНЫ увеличить дистанцию в два раза. 

Иллюзия скорости

Когда мы долгое время движемся с определенной монотонной скоростью, мозг адаптируется к этой скорости, поэтому наша оценка текущей скорости по ощущению может быть не совсем обычной. Мы можем ошибаться, считая, что движемся медленно, но по факту движение транспортного средства может быть довольно-таки быстрым.

Особенно это опасно, когда вы после долгого движения по скоростному шоссе или автостраде съезжаете в населенный пункт, где, как правило, движение ограничено скоростью 40 км/ч, 50 км/ч или 60 км/ч. Но многие водители, привыкнув к скорости на шоссе, продолжают движение по населенному пункту с прежней скоростью, нарушая ПДД и создавая на дороге опасную ситуацию.

На эту иллюзию скорости должны обратить внимание все водители, а особенно новички, которые, не имея опыта, могут начать входить в повороты на той же скорости, с которой ехали по скоростной трассе. В итоге это может привести не только к штрафам за превышение скорости, но и к ДТП. 

Поэтому после того, как вы ехали с большой скоростью по шоссе, въезжая в населенный пункт или съезжая с автострады, обратите внимание на свою текущую скорость и снизьте ее заранее согласно предписаниям ПДД.

Также, съезжая со скоростной дороги, расслабьте вашу ногу на педали газа, включите ваш мозг, который, возможно, устал от долгого монотонного движения по шоссе, и восстановите свое чувство скорости, чтобы продолжить движение, не нарушая установленные правила. 

Иллюзия ширины

Во время движения по бульвару вид деревьев по обеим сторонам дороги может давать водителям ощущение движения в узком проезде. Причем чем выше скорость, тем уже будет казаться дорога, по которой вы едете.

Но как только деревья исчезнут (например, по сторонам дороги начнется открытое пространство), у вас сложится впечатление, что дорога стала шире. Многие в этот момент могут волей-неволей, не осознавая это, прибавить скорость автомобиля.

В итоге машина будет ехать намного быстрее, чем будет казаться водителю. Так не только легко налететь на штрафы с камер, но и оказаться в аварии. 

Иллюзия поворотов и прямых

Под влиянием географических факторов дороги не всегда могут быть прямыми, а также водителей всегда ждут в дороге большие или маленькие повороты. Когда мы едем, мы обычно разгоняемся на прямых участках, а затем, как правило, замедляемся перед поворотами. Эта привычка может сыграть с любым водителем злую шутку. Особенно когда идет речь о движении по горным дорогам, перевалам и т. п.

Например, представьте: вы движетесь по извилистой горной дороге в сторону города Сочи, где небольшие прямые участки резко сменяются затяжными поворотами (горный серпантин дорог). После длительного движения обычно водители привыкают к постоянным разгонам по прямым участкам и к бесконечным поворотам.

Некоторые уже интуитивно начинают чувствовать перед каждым поворотом его угол и становятся слишком самоуверенными. Но горная дорога никогда не прощает малейших ошибок. Ведь каждый поворот по-своему уникален и может иметь совершенно разный угол поворота.

А когда вы движетесь по незнакомой дороге, вы можете не справиться с управлением на больших поворотах.

Также, привыкнув разгоняться на прямой после каждого поворота, вы можете, начав разгон, не сообразить вовремя, что после поворота начинается другой резкий поворот, а не прямой участок, и не успеть снизить скорость. В этом случае все может завершиться плачевно. 

Поэтому все водители должны уделять особое внимание при движении в поворотах, всегда увеличивая в таких местах дистанцию до других автомобилей, оставляя себе достаточно места для успешного прохождения поворота. И, конечно, нельзя забывать, что безопаснее всего проезжать повороты на низкой скорости. 

Иллюзия времени

Настроение водителей очень сильно может влиять на управление автомобилем. Когда водитель находится в хорошем настроении, ему кажется, что время летит очень быстро, а когда расстроен –обычно он чувствует, что время течет медленней. Кроме того, когда вы куда-то спешите, всегда возникает ощущение, что времени катастрофически мало.

Это обычно вызывает суету у водителя и провоцирует менее внимательное вождение. Но ради безопасности водители, даже если опаздывают, не должны суетиться и нервничать.

Ведь именно из-за подобных вещей часто случаются дорожно-транспортные происшествия. Главное – осознайте, что, если вы опаздываете, вам кажется, что время бежит в два раза быстрее.

Увы, так работает наш мозг, создавая подобное странное восприятие мира. 

Поэтому независимо от дорожных условий и обстоятельств вы должны контролировать свое поведение за рулем: вести себя терпеливо, внимательно, не суетиться, обязательно отслеживая скорость автомобиля, и обеспечивать должную безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения. 

Из-за влияния многих факторов у водителей часто возникают различные иллюзии вождения, что приводит к неправильной эксплуатации и даже к несчастным случаям на дороге. Поэтому каждый водитель должен понимать, как возникают подобные дорожные иллюзии и как с ними бороться, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. 

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/523747-shest-opasnyh-illjuzij-s-kotorymi-vy-chasto-stalkivaetes-za-rulem.html

Новый год — новые правила. Разбираем по буквам регламент сдачи экзамена на водительские права

Неправильно оценил дорожную обстановку что это

Вступление в силу нового регламента — финальный аккорд реформы образования российских водителей, которая шла с 2014 года. За это время были серьезно ужесточены требования к автошколам, проведены их проверки, в результате которых часть учебных заведений закрылась. Оставшиеся же на рынке привели свои учебные программы и материальную часть в соответствие с новыми стандартами.

Что касается нового порядка обучения, то школы уже используют его в подготовке водителей, только вот экзамены в ГИБДД курсанты сдают по старым правилам, теперь же испытания приведут в соответствие с содержанием образовательных программ. Проще говоря, новый административный регламент ужесточит правила приема экзамена как в его теоретической части, так и в практической.

Теоретический экзамен будет по-прежнему состоять из 20 вопросов в четырех тематических блоках. Только вот права на ошибку у курсанта уже не будет. Раньше он мог без последствий дать два неправильных ответа и получить оценку «сдал», новые правила такую вольность исключают.

Если кандидат в водители допустит ошибку, ему необходимо будет решить пять дополнительных вопросов из той темы, где была допущена ошибка. Неправильный ответ хоть на один из них означает автоматический провал на экзамене.

За две ошибки в разных тематических блоках придется успешно решить уже десять дополнительных задач.

За три ошибки в билете или две ошибки в одном тематическом блоке также выставляется оценка «не сдал», никаких дополнительных вопросов курсанту в этом случае задано не будет.
Отведенное регламентом на решение всех 20 вопросов время — 20 минут. По минуте будет добавлено и на каждый из дополнительных вопросов.

— Условия действительно усложнятся, ведь раньше для успешной сдачи можно было допустить две ошибки. Однако на мой взгляд, для кандидата в водители, который добросовестно посещал занятия и стремился получить знания, данное нововведение проблем не создаст.

Что касается автодрома, то нововведений тут несколько. По новым правилам, для сдачи экзамена нужно будет выполнить не три задачи, а пять.

Причем первые три элемента одинаковы и обязательны для всех: это «эстакада», «движение задним ходом и въезд в бокс» и «параллельная парковка».

Последняя, кстати, называется теперь иначе: «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров».

Еще две задачи даст курсанту экзаменатор, и выберет он из трех вариантов: «змейка», «разворот в ограниченном пространстве» и «повороты на 90 градусов». Последний элемент действительно новый, раньше этого упражнения в программе не было.

Новое упражнение, которое придется выполнить на автодроме, — «повороты на 90 градусов».

Немаловажное нововведение — ограниченное время, отведенное на выполнение элементов, не более двух минут на каждый. Еще один момент — новый регламент не предусматривает права на ошибку и пересдачу невыполненной задачи (сейчас такая возможность есть).

Оценку «не сдал» на автодроме курсант получит в случае, если не уложится в отведенное время, наедет колесом машины на линию разметки или выедет колесом машины за границы участка упражнения, собьет конус или заглохнет три раза и более.

Что касается самой сложной части экзамена — вождения в городе — серьезных изменений здесь два. Первое — сдавать вождение в городе курсант будет только в сопровождении сотрудника ГИБДД.

— Регламентом допускается нахождение внутри учебного автомобиля только кандидата в водители и экзаменатора. Сейчас ездят втроем — сам экзаменуемый, инструктор и сотрудник ГИБДД — экзаменатор. Насколько это усложнит сдачу экзамена, сказать сложно — все зависит от того, насколько курсант психологически готов к самостоятельному управлению транспортным средством.

Во-вторых, меняется система баллов, согласно которой курсант получает оценку «сдал» или «не сдал». Сами штрафные баллы будут прежними (один балл — мелкое нарушение, три — среднее, пять — грубое нарушение). Но «стоимость» некоторых ошибок пересмотрена. Так, например, крупным нарушением станет невыполнение задания экзаменатора.

Тремя штрафными баллами (сейчас — одним) будет караться непристегнутый ремень безопасности. Причем следить нужно и за тем, пристегнут ли экзаменатор (пассажир), если нет — напомнить ему об этом.

Типичные ошибки

Соответствующие пункты ПДД

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

1.1. Не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество

3.2, 8.1, 8.3 — 8.5, 8.8, 8.9, 8.12, 11.7, 13.4 — 13.6, 13.8, 13.9, 3.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3

5

1.2. Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество

8.3, 13.1, 13.8,
14.1, 14.3, 14.5, 14.6

5

1.3. Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления

8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8

5

1.4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика

6.2 — 6.4, 6.7, 6.9, 6.10

5

1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний.

Приложения 1, 2

5

1.6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)

6.13, Приложение 2

5

1.7. Нарушил правила выполнения обгона

11.1–11.4

5

1.8. Нарушил правила выполнения поворота

8.5–8.7

5

1.9. Нарушил правила выполнения разворота

8.8, 8.11

5

1.10. Нарушил правила движения задним ходом

8.12

5

1.11. Нарушил правила проезда железнодорожных переездов

15.1 — 15.4, 12.4

5

1.12. Превысил установленную скорость движения

10.1–10.4

5

1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки ТС при возникновении опасности для движения

10.1

5

1.14. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП

5

1.15. Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора

5

Б. Средние

2.1. Нарушил правила остановки

12.1, 12.2, 12.4, 12.7, 12.8

3

2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой

8.1

3

2.3. Не выполнил требования знаков особых предписаний и информационно-указательных знаков, дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12)

Приложения 1, 2

3

2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную световую сигнализацию или знак аварийной остановки

7.1, 7.2

3

2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению ТС в поперечном направлении

13.2

3

2.6. Не пристегнул ремень безопасности либо перевозил пассажиров, не пристегнутых ремнями

2.1.2

3

В. Мелкие

3.1. Несвоевременно подал сигнал поворота

8.2

1

3.2. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части

9.3, 9.4, 9.7 — 9.10

1

3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий

10.1

1

3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС

10.5

1

3.5. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП

10.5

1

3.6. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом

19.1 — 19.5, 19.8,19.10

1

3.7. Допустил иные нарушения ПДД

1

3.8. Неправильно оценивал дорожную обстановку

1

3.9. Не пользовался зеркалами заднего вида

1

3.10. Неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал плавность движения

1

3.11. При начале движения заглох двигатель

1

Есть в списке и новые нарушения: если водитель заглохнет на старте, ему будет начислен один штрафной балл, по старым правилам нарушением эта ошибка не считалась.

Общее количество допустимых штрафных баллов, как и прежде, пять.

Читайте нас в соцсетях:

Источник: https://66.ru/auto/news/180121/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.