Нарушения составления протокола

Содержание

Как не попасть на штраф во время пропускного режима и что делать, если на вас составляют протокол. Ценная инструкция от юристов

Нарушения составления протокола

Процедура ввода пропускного режима откладывалась несколько раз. Но с 20-го апреля он все-таки введен.

Андрей Ларин, экономический юрист

Как заявил председатель правительства Саратовской области Александр Стрелюхин, необходимость ввода такого режима обусловлена несознательным поведением граждан Саратова, многочисленными случаями нарушений правил самоизоляции.

За последнюю неделю районные суды города уже вынесли несколько десятков постановлений о привлечении граждан к административной ответственности по статье 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Сумма штрафа варьируется от 1000 до 5000 рублей, некоторые судьи применяли более мягкое наказание в виде предупреждения. Так, один гражданин за жарку шашлыка получил предупреждение, а другой получил штраф в размере 5000 рублей за нахождение в сквере. Очевидно, что вопрос о размере наказания решается исключительно на усмотрение судьи.

Проанализировав небольшой объем судебной практики, сложилось некое понимание, что именно суды считают объективной стороной правонарушения по указанной статье.

Так, суды указывают, что на территории Саратовской введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV и установлены соответствующие правила поведения для граждан, проживающих на территории Саратовской области.

В частности, одно из таких правил – не покидать место жительства без уважительной причины. Доказательной базой, подтверждающей виновность лица, является протокол об административном правонарушении и фотоматериал.

Кто контролирует соблюдение гражданами режима самоизоляции?

Контроль за соблюдением гражданами правил самоизоляции взяли на себя органы МВД. Именно сотрудники МВД уполномочены составлять протокол, а вопрос о наличии состава правонарушения и назначении наказания, разрешает суд.

Мы считаем, что на составление протокола будет влиять человеческий фактор. И здесь нужно помнить, что при существенных процессуальных нарушениях составления протокола нельзя привлечь к административной ответственности.

То есть даже при наличии факта правонарушении, но при не правильном его (правонарушения) оформлении (составлении протокола), нельзя привлечь к административной ответственности.

С целью пресечения возможных незаконных действий со стороны сотрудников полиции рекомендуем следовать следующим правилам:

  • по возможности включить видеозапись или попросить кого-либо заснять обращение полицейского к вам с вопросом о выяснении цели пребывания в конкретном месте;
  • рекомендуем разговор вести спокойно, обязательно попросить представиться, назвать должность. Предъявите свои документы полицейскому (паспорт или иной документ, подтверждающий личность желательно всегда иметь с собой);
  • уточните причину обращения (в случае задержания также просите озвучить причину);
  • время задержания необходимо обязательно зафиксировать. Помните, что более трех часов (при нарушении КоАП) задерживать вас не имеют права;
  • в такой ситуации обязательно составляется два протокола: протокол задержания и протокол о доставлении. Во всех протоколах указывайте время получения копий. Копии вам обязаны вручить;
  • в протоколе ставится подпись, подтверждающая, что все права вам были разъяснены. Требуйте их разъяснения, в случае если этого сделано не было, укажите об этом в протоколе;
  • в поле для объяснений пишете сами, не давайте это делать сотруднику МВД. Туда также можно внести указание, что выразили желание воспользоваться статьей 51 Конституции РФ и указать, что виновным себя не признаете и с протоколом не согласны;
  • очень важно отказаться от подписания явки в суд — это не является вашей обязанностью. Согласно закону, вас обязаны заранее уведомить телеграммой или заказным письмом. Также не подписывайте ходатайство о рассмотрении административного дела в ваше отсутствие.

После всех вышеперечисленных процедур, будет лучше, если вы проконсультируетесь со знакомым юристом или адвокатом.

Можно ли оспорить состав правонарушения в суде?

Оспаривать нарушение эффективнее всего с квалифицированным специалистом. Если такой возможности нет, читайте далее.

Судебное разбирательство за нарушение самоизоляции: как доказать отсутствие вины в ваших действиях

Суд может прекратить производство по административному делу в следующих случаях:

  • отсутствие состава административного правонарушения;
  • действия лица в состоянии крайней необходимости.

Несмотря на то, что статьей 1.5 КоАП РФ установлено общее правило, в соответствии с которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, рекомендуем все же собрать и представить суду доказательства своей невиновности.

Как было указано выше, объективной стороной признается покидание гражданином места жительства без уважительной причины.

Какие доказательства помогут вам подтвердить в суде, что причина оставления дома являлась уважительной?

Исключительные случаи оставления дома перечислены в Постановлении Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с последующими дополнениями и изменениями).

Так, гражданин может покинуть дом в случае:

  1. Необходимости получения экстренной медицинской помощи и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью.Если протокол в отношении Вас был составлен при движении вами от дома к больнице, необходимо представить документы из лечебного учреждения, подтверждающие, что вы в данный день обращались за медицинской помощью (сдавали анализы, проходили необходимые вам процедуры).

    В медицинской организации попросите указать не только дату, но и время обращения за помощью. В такой ситуации это важно.

  2. Следование к ближайшему месту приобретения товаров и услуг, реализация которых не приостановлена.
    Возможно, подтвердить, что данный магазин является ближайшим к Вашему месту жительства путем распечатки карты указанного района. Показания свидетелей тоже будут учитываться.
  3. Следование на дачу и обратноЗдесь необходимо предоставить правоустанавливающий документ о наличии права собственности на дачу и/или земельный участок. Ситуация складывается таким образом, что лучше копию такого документа или его фото, носить при себе и показать сотруднику полиции, в случае если вас остановят для проверки.Если сотрудник полиции не обратит на это внимание, указанные выше документы нужно предоставлять в суд. В качестве свидетеля можете пригласить собственника участка/дачи.

    Если дача принадлежит Вашему родственнику, необходимо также подтвердить родство, путем предоставления свидетельств о рождении. Предоставление распечатки карты с указанием на ней маршрута следования, также может подтвердить, что двигались вы именно в направлении дачи или обратно домой.

  4. Посещение нетрудоспособных лиц с целью ухода и доставки продуктов и товаров первой необходимости.
    Родство и место жительство пожилых родственников (иных лиц), а также чеки о покупке лекарств и/или продуктов подтвердят, что вы действительно помогали нетрудоспособным лицам.
  5. Участие в похоронах. Подтвердят свидетели и копия свидетельства о смерти.
  6. Посещения правоохранительных органов: все заявления сдавайте в двух экземплярах, второй сохраняется у Вас с отметкой, что вы подали заявление в тот или иной орган. Обязательно указывается дата обращения с заявлением.
    Обязательно требуйте поставить дату и время на вашем экземпляре заявления. Если вы обращаетесь с заявлением о преступлении, то вам должны выдать талон – уведомление.
  7. Выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания и вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.
    В данном случае сотрудники, составляющие протокол, могут доказать ваше отдаление от дома путем видео фиксации.
  8. Следование к месту работы (и обратно) при наличии спецпропусков и оказание транспортных услуг и услуг доставки при наличии спецпропусков.
    Пропуск должен быть оформлен вашим работодателем и заверен в администрации района или профильном министерстве.

Может ли протокол быть оформлен неправильно?

Ваша активная позиция и предоставление суду доказательств, подтверждающих уважительную причину оставления места жительства, может опровергнуть наличие в ваших действиях вины. В таком случае дело подлежит прекращению в виду отсутствия состава правонарушения.

Существенны нарушения составления протокола об административном правонарушении как основание для прекращения производства по делу.

По сути, протокол является основным доказательством по данной категории дел, которым правоохранительные органы подтверждают вашу виновность.

Суд оценивает все доказательства в совокупности и в случае, если протокол об административном правонарушении будет признан ненадлежащим доказательством, производство по делу, скорее всего, будет прекращено. Об этом необходимо указать в апелляционной жалобе, если вы обжалуете.

В суде первой инстанции нарушения составления протокола являются основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.

Для того, чтобы признать протокол об административных правонарушениях ненадлежащим доказательством по делу, необходимо установить в нем нарушения статьи 28.2 КоАП РФ.

Что должно быть указано в протоколе?

Согласно указанной норме в протоколе указываются дата и место его составления, должность, ФИО лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения. Разъяснены их права и обязанности под роспись, подпись о получении копии протокола.

В отсутствии каких-либо вышеуказанных сведений протокол будет является ненадлежащим доказательством.

Крайняя необходимость: что это такое?

Как следует из ст. 2.7 КоАП РФ, закон не только освобождает от административной ответственности лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, но и не считает такие действия административным правонарушением при наличии 2 условий:

  • невозможности устранения возникшей угрозы иными средствами.
  • причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Примером крайней необходимости оставления места проживания без уважительной причины может быть поездка в дальний магазин за сантехническими товарами в случае прорыва трубы и устранения протечки, и иные случаи. В таком случае необходимо осуществить фотофиксацию возникшего обстоятельства.

Это может быть поездка в аптеку за лекарством. Но в этом случае вам скорее всего придется доказать, что лекарство больному (вам или вашему родственнику) было жизненно необходимо. А в ближайшей аптеке нужного лекарства не было.

В суде нужно будет показать рецепты на подобные лекарства и доказать родство, если вы ехали за лекарствами для своего родственника.

Материал был перепечатан с сайта юридического бюро «Аргументъ» с разрешения бюро и автора.  Если вы считаете, что вас незаконно оштрафовали, то можете связаться с юристами бюро. Помощь может быть оказана дистанционно и бесплатно.

fn-volga.ru

Как избежать наказания за обсуждение коронавируса в социальных сетях

Россияне в связи с пандемией коронавируса рассказывают в соцсетях о своих тревогах, шутят и публикуют непроверенную информацию. Страхи, ироничные посты, мемасики могут стать причиной штрафов.

Мы собираем ответы на важные вопросы в период самоизоляции. Все материалы публикуются в проекте «Коронавирус в вопросах и ответах». Информация будет постоянно обновляться.

Источник: https://fn-volga.ru/news/view/id/143472

Можно ли пренебречь корректностью данных о времени, месте и событии административного правонарушения при составлении протокола (по следам дела № А56-21697/2017)

Нарушения составления протокола

В ч. 2 ст. 28.

2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Отсутствие данных о времени, месте совершения административного правонарушения, событии административного правонарушения, прямо перечисленных в указанной части, является существенным недостатком протокола (абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”). Абзац 3 того же постановления, содержащий примерный перечень несущественных недостатков протокола об административных правонарушениях, позволяет понять разницу: в первом случае допущенные нарушения не могут быть восполнены в дальнейшем, а значит, препятствуют продолжению производства. В связи с этим их наличием является самостоятельным и безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, вынесенного по результатам дефектного производства (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

С точки зрения прохождения анализируемой административной процедуры неуказание или неверное указание сведений о времени, месте и событии административного правонарушения в рамках рассмотрения дела или пересмотра постановления устранено быть не может, – ни судья, ни должностное лицо, уполномоченное рассматривать подобные дела, не имеют указанных прав. Подтверждением являются правила п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, согласно которому они вправе лишь вернуть протокол для доработки, но лишь на этапе подготовки к рассмотрению дела. Начав его фактически рассматривать, возможности изменить сведения в нем также отсутствуют.

Юридическое значение корректности указания рассматриваемых данных кроется в том, что “исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение выходить за пределы которого недопустимо” (постановлении судьи Верховного Суда РФ от 14.11.2016 по делу № П-АД16-20). Таким образом, являясь элементами описания вмененного правонарушения, данные о времени, месте, событии административного правонарушения являются не просто некими формализмами, через которые можено переступить, а в том числе формируют предмет дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу, выход за пределы которого невозможен.

Подобное толкование не является новшеством.

Оно основано на том, что представляя собой этап возбуждения дела об административном правонарушении, протокол составляется лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие конкретного административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Выход за пределы обвинения свидетельствует о том, что судья, должностное лицо начинают рассматривать дело о каком-то ином правонарушении – не возбуждашемся или возбужденном в рамках иного производства.

Не должно смущать и то, что в силу вышеприведенных разъяснений в протоколе необходимы данные об объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право на представление которых может быть реализовано лишь по желанию последнего. КоАП РФ предусматривает случаи, когда такие объяснения не даются (например, когда законный представитель лица, в отношении которого составляется протокол, был надлежащим образом уведомлен о его составлении, но не явился, явился, но отказался от представления объяснения и т.п.). Другие перечисленные сведения (например, о лице, составившем протокол) могут иметь собственное юридическое значение (в частности, компетентно ли должностное лицо в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях).

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/10/23/mozhno_li_prenebrech_korrektnostyu_dannyh_o_vremeni_meste_i_sobytii_administrativnogo_pravonarusheni

Практика применения КоАП РФ: нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, допускаемые административными органами

Нарушения составления протокола

Воронов Василий Владимирович, юрисконсульт ООО «Юридическое Бюро «Константа»

Практика показывает, что нарушения действующего законодательства, ответственность за которые установлена КоАП РФ, которые выявляются органами государственной власти, и за которые субъекты предпринимательской деятельности привлекаются к административной ответственности, порой в виде очень крупных штрафов, в большинстве случаев действительно предпринимателями допускаются. Причины нарушений могут быть различными, но, в большом количестве случаев, такой причиной является банальное незнание закона, что учитывая объем обязательных для исполнения требований в самых различных сферах не вызывает удивления.

При этом, большинство постановлений о привлечении к административной ответственности, отмененных в дальнейшем по жалобам заинтересованных лиц, признаются незаконными и отменяются Судом, в связи с нарушением установленного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности, а не по причине отсутствия нарушения как такового.

Ниже будет рассмотрено такое существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, как составления протокола об административном правонарушении без участия лица в отношении которого он составляется и при отсутствии сведений об уведомлении такого лица о его составлении.

По общему правилу, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Протокол представляет собой документ, фиксирующий факт нарушения действующего законодательства, допущенного, по мнению сотрудника контролирующего органа, лицом, привлекаемым к административной ответственности.

При этом, протокол может быть составлен только в присутствии лица, в отношении которого он составляется (в присутствии уполномоченного представителя юридического лица), либо без его присутствия, но при условии обязательного извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ).

Закон не предусматривает, каким именно образом должно быть осуществлено такое уведомление. Безусловно надлежащими признаются уведомление под расписку проверяемого лица (его специально уполномоченного представителя), уведомление направленное заказной почтой.

Однако, на практике, индивидуальный предприниматель либо представитель юридического лица (далее – проверяемое лицо) могут получить факсовое сообщение, с указанием на необходимость явки в административный орган для составления протокола об административном правонарушении, либо в телефонной беседе, звонящий может представиться сотрудником административного органа и вызвать проверяемое лицо в административный орган. Мотивировка такого вызова может быть различной – выяснение обстоятельств связанных с определенными событиями, получение объяснений, «плановая проверка» и т.п. Кроме того, сотрудник административного органа далеко не всегда сообщит о действительной цели такого звонка, которой, как правило, является составления протокола об административном правонарушении в присутствии проверяемого.

Как вести себя проверяемому в таком случае? Можно явиться в указанное время и место.

Вероятнее всего, проверяемое лицо встретиться с проверяющим, выскажет свою позицию по вменяемому нарушению (которая в 99 процентах случаев не совпадет с мнением проверяющего, переубедить которого удастся навряд ли), получит протокол об административном правонарушении, составленный с его участием и распишется в его получении.

В результате, проверяющий выполнит требования закона о составлении протокола в присутствии проверяемого, при том, что доказательства надлежащего уведомления (например, уведомления о вручении заказного письма, расписки в получении извещения о времени и месте составления протокола) в материалах дела не будет.

Однако, если проверяемое лицо для составления протокола об административном правонарушении по подобному уведомлению не явится, можно рассчитывать на то, что проверяющий, по тем или иным причинам, составит протокол в отсутствие проверяемого лица, не утруждая себя его повторным вызовом почтовым уведомлением либо уведомлением под расписку. В результате, у проверяемого лица, независимо от обоснованности предъявляемых ему претензий, при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности, выносимого на основании подобного протокола, будет иметься реальный шанс на отмену такого постановления.

Возможны ситуации, когда извещение о времени и месте составлении протокола будет вручено лицу, специально не уполномоченному представлять интересы проверяемого по конкретному делу об административном правонарушении (продавцу, кассиру, лицу, обладающему общей доверенностью на представительство интересов юридического лица, в которой, в то же время, не отражены полномочия на представительство по конкретному делу об административном правонарушении и т.п.). Подобное уведомление надлежащим судебной практикой не признается.

Следовательно, если руководитель организации (индивидуальный предприниматель) получит (без документального оформления) уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении через специально неуполномоченное лицо (за исключением случаев получения заказной корреспонденции, либо личного получения корреспонденции лицом, выполняющим функции секретаря), надлежаще уведомленным он считаться не будет. В случаях составления протокола об административном правонарушении при наличии такого, ненадлежащего уведомления, и в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, шансы на дальнейшую отмену постановления по делу об административном правонарушении по формальным основаниям будут значительными.

 Таким образом, неявка для составления протокола об административном правонарушении, при отсутствии надлежащего уведомления, может являться одним из оснований отмены в дальнейшем в судебном порядке постановления по делу об административном правонарушении.

Особенно отметим, что ДО момента вынесения постановления о назначении административного взыскания административным органом, обращать внимание его должностных лиц на такие нарушения нецелесообразно.

Наиболее верно, со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности, будет, во-первых, не оказывать помощи сотрудникам административного органа привлекать себя к ответственности (например, не являться по ненадлежащим вызовам в административный орган), во-вторых, фиксировать все допускаемые административным органом нарушения, и, в-третьих, при обжаловании постановления о назначении административного наказания в судебном порядке, указать на все допущенные нарушения, рассчитывая при этом, на то, что судейское усмотрение будет на стороне лица, привлекаемого к ответственности.

Источник: https://ruconst.com/articles/515/

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении

Нарушения составления протокола

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет.

Например,  многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказаниеми вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрееи дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.

Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, ужеиная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания.

Крометого, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения кадминистративной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — отдорожного движения до отдыха и рыбалки.

https://www.youtube.com/watch?v=t1s7G_-i1fU\u0026list=RDt1s7G_-i1fU\u0026start_radio=1

В этой связи каждому полезно знать базовыеправила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляетдолжностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорногооргана), после выявления (обнаружения) административного правонарушения.

Смомента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинаетсясобственно производство по делу об административном правонарушении.

Здесь важнопонимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событиеправонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.

Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей илииным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения ипринимается документ — постановление по делу об административном правонарушении(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказаниеили прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,дома и т.п.  — в зависимости от существанарушения).

Однако нередки  и ситуации,когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составленияпротокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют попочте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, врамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —например,  вы не подали декларацию).Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявленияадминистративного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практикеслучается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вамответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколькоисключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать делаоб административных правонарушениях, составляет документ, который называется непротокол, а постановление.

Но иное тут только название, суть (назначение)документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,виновным вас не признает, наказание не назначает.

Все нижеследующие правилаповедения верны и для случаев составления постановления прокурором.

—  в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования.

Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.

27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствуетв принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Этовозможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрениедела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно снаказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявленияправонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированныхс применением работающих в автоматическом режиме специальных техническихсредств

Протокол, согласно КоАП, является доказательствомпо делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоватьсяпротив вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенныедолжностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием дляпрекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже еслиадминистративное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того,что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, вомногом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важнознать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь вситуации составления в отношении вас протокола об административномправонарушении.

1.  Неимеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться повызову для его составления (если протокол составляется не сразу).Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАПесть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете исебе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснитьваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне неразъяснили».

Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а несразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполненазаранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовитсязаранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально.

В этом случае«до составления» — означает, что это первое, что делает должностноелицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составлениепротокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вамипротокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменныхобъяснений.  Именно в такойпоследовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится спротоколом и что-то в нем пишет.

Если вам передают протокол для ознакомления иподписания, то  прочитав его, задайтевопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов свашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z.

  Это нужно для того, чтобы после вашегоознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (онивозможны при составлении протокола «на месте») и проверьтеправильность их данных в протоколе .

Если указаны свидетели — аналогично припротоколировании «на месте».

Если у вас есть свидетели, которые могутподтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания посодержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам неразъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить всеиные недостатки протокола.

Он должен содержать указание на место егосоставления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статьюзакона, предусматривающую административную ответственность за данноеадминистративное правонарушение.

 Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильноеместо, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо ит.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит высогласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью другихдостоверных доказательств.

  Такжеотметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений.   Если замечаний у вас нет или осталосьсвободное место — ставьте Z.

6.  Неторопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или непризнании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и настадии рассмотрения дела по существу.

Чтобы вам ни говорил сотрудник,составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаюили нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Датьобъяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы неуверены, совершили вы нарушение или нет.

Приемлемый вариант — в графе пояснениянаписать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужнаюридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,необходима помощь защитника».  Этоправильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любомслучае стрессовая ситуация.

Вы должны помнить, что протокол — доказательство, ичем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потомскорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е егопомощи — лучшим образом отстоять ваши интересы.

Потом, в спокойной обстановке,вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовойпомощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протоколаосталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если онсоставляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, которыйзаполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужныеотметки в протокол — просто забираете второй экземпляр.

Если протоколсоставляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземплярапротокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у васзаберут в целях его направления для рассмотрения по существу.

Если заполнениепроисходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать всвоем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.

https://www.youtube.com/watch?v=9Mzq_EgQWos\u0026list=RDt1s7G_-i1fU\u0026start_radio=1

Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, таккак, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как вточности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной органадминистративной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, вправе пользоваться юридической помощьюзащитника (адвоката или иного лица по доверенности).  Такая помощь может оказываться не только прирассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола.

По нашемуопыту явка для составления протокола об административном правонарушении садвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явкас адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — вдальнейшем обжаловать постановление по делу.

В случае проигрыша дела расходы наадвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляетсоответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

© Лилия Мищук

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

Источник: https://kaliningradadvocate.ru/2020/01/15/protocol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.