Наказание при дтп со смертельным исходом

Содержание

Дтп с летальным исходом — тюрьма или нет?

Наказание при дтп со смертельным исходом

Самые страшные последствия автомобильной аварии – это гибель людей. Соответственно, и наказание виновнику такого ДТП установлено жесткое, а регулируется оно Уголовным кодексом РФ.

Конечно, все аварии различаются, к водителю могут быть применены обстоятельства, смягчающие вину или отягощающие ее, поэтому в каждом конкретном случае меру пресечения выбирает суд, после того как ознакомится со всеми материалами дела и выслушает всех его участников.

Каким именно будет наказание за ДТП со смертельным исходом, зависит от поведения всех участников процесса на трех основных этапах: на месте аварии, во время уголовного расследования и на судебном процессе.

Действия на месте аварии, которые влияют на наказание

Авария, в результате которой есть пострадавшие, обязательно сопровождается вызовом скорой помощи.

Обязанность каждого водителя сначала позаботиться об оказании помощи, а уже потом сообщать об аварии в полицию и в страховую компанию.

Игнорирование этой законодательной нормы впоследствии может привести к переквалификации деяния, и речь уже пойдет не о нарушении ПДД, а о преступном бездействии.

Но в любом случае нельзя просто уехать с места столкновения. Даже если никто и не пострадал, то за оставление места ДТП предусмотрена админответственность в виде лишения прав или ареста. А когда речь идет о погибших, то разыскивать сбежавшего водителя будут как преступника, для суда же это будет поводом ужесточить наказание.

Когда нарушение ПДД квалифицируется как преступление

Уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате аварии ее участники получили средние или тяжелые повреждения, а также в случае если кто-то не выжил.

Но не всегда сразу на месте ДТП можно говорить о наличии жертв с тяжелыми повреждениями, которые оказываются несовместимы с жизнью.

Медиками фиксируются случаи, когда во время первичного осмотра у участника ДТП не было обнаружено серьезных повреждений, а на следующий день человек умирал. В таких случаях важно установить взаимосвязь между ДТП и смертью.

И наоборот, не всегда погибшие, найденные на месте аварии, умерли от столкновения. Человек со слабым сердцем вполне может умереть от инфаркта, испугавшись удара от подрезавшего его автомобиля.

По общему правилу водитель, виновный в нарушении ПДД, впоследствии приведшего к аварии со смертельным исходом, привлекается именно к уголовной ответственности, вопрос об административном проступке даже не ставится.

А смерть должна быть вызвана именно столкновением. Но при этом у водителя не должно быть умысла другого участника движения.

При выявлении таких обстоятельств, преступление будет квалифицироваться как убийство, а автомобиль будет выступать в качестве орудия.

Возможные варианты наказания

Последствия ДТП с летальным исходом расписаны в ст. 264 УК РФ.

Когда суд установил, что водитель все же виновен в нарушении ПДД, что смерть потерпевшего имеет прямую связь со столкновением, он принимает во внимание все наличествующие смягчающие и отягощающие обстоятельства, чтобы принять решение. Вышеуказанная статья устанавливает следующие виды наказания, действующие в 2020 году:

  • Если умер один человек, тогда виновнику ДТП грозят принудительные работы (до 4 лет) или лишение свободы (до 5 лет). Вместе с этим он будет лишен водительских прав на срок до 3 лет.
  • Если водитель был пьян, тогда срок лишения свободы увеличен до 7 лет. О принудительных работах речь уже не идет, а прав лишают также на срок до 3 лет.
  • Если погибло два и более человека, тогда суд может назначить принудительные работы (до 5 лет), или лишение свободы (до 7 лет). Водителя лишают прав опять же на срок до трех лет.
  • Если погибло два и более человека, а водитель был пьян, тогда максимальный срок принудительных работ остается 5 лет, а вот срок лишения свободы увеличивается уже до 9 лет. Лишение прав при этом не может превышать 3 лет.

Стоит отметить, что в статье указаны только максимальные сроки наказания, которые суд не может превысить, зато имеет полное право уменьшить.

Адвокат, представляющий интересы виновника ДТП, разрабатывая стратегию защиты своего подопечного, старается максимально задействовать смягчающие обстоятельства, перечисленные в уголовном законодательстве, а именно: наличие малолетних детей или беременность, незначительность нарушения ПДД и совершение его в первый раз, оказание помощи потерпевшему.

Ни о какой ответственности и речи быть не может, если сам виновник ДТП разбился насмерть. Но в российском законодательстве существует еще один способ избежать ответственности – это примирение с потерпевшими. Если договориться с родственниками погибшего, и компенсировать им ущерб, то можно стать освобожденным не просто от наказания, но и от уголовной ответственности.

Виновному в ДТП с летальным исходом, если он не сумеет договориться с родственниками погибшего, в первую очередь грозит наличие судимости. Меру наказания определяет суд, и зависеть она будет от множества деталей, но в основном от активности защитника, который должен добиваться смягчения наказания на всех этапах уголовного разбирательства.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/dtp-so-smertelnym-isxodom/

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Наказание при дтп со смертельным исходом

Автомобиль – это транспортное средство, эксплуатация которого сопряжена со многими рисками, в том числе смертельным исходом. И даже совсем не обязательно, что в результате дорожно-транспортного происшествия пострадаете Вы сами.

Есть вероятность того, что от Вашего неопытного вождения или возникновения непреодолимых обстоятельств, может погибнуть другой человек. Лишение жизни человека, даже по неосторожности, наказывается в соответствии с уголовным кодексом.

ДТП со смертельным исходом (ст. 264 УК РФ) – это трагедия, в которой виновное лицо будет нести ответственность. Но это вовсе не означает, что виновным окажется выживший в аварии водитель.

В отдельных ситуациях может быть доказана вина в ДТП погибшего человека, что, безусловно, позволит выжившему избежать уголовного наказания.

Состав и особенности преступления

ДТП с летальным исходом регулируется ст. 264 УК РФ. Кроме возникновения смерти в результате эксплуатации транспортного средства, статья регламентирует преступления по причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварий.

Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также общественная безопасность на дороге.

Объективная сторона квалифицируется при установлении причинно-следственной связи между нарушением конкретного правила ПДД и возникшими последствиям аварии в виде смерти человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной вины в результате халатного или небрежного вождения. Субъектом может выступать лицо, управляющее транспортным средством, при достижении им возраста в 16 лет.

Для того, чтобы авария попала под ст. 264 УК РФ, должна быть проведена экспертиза, подтвердившая связь между действиями водителей и последствиями столкновения.

Нередко встречаются случаи, когда человек за рулем погибает от сердечного приступа, в результате чего теряет управление автомобилем и создает ДТП. Никто не будет виновен в его смерти, это лишь стечение обстоятельств.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Если все же будет доказано наличие уголовного преступления, к обвиняемому могут быть применены различные меры ответственности.

Каждая из них используется по мнению суда при наличии определенных обстоятельств преступления. Итак, ст. 264 предусматривает следующие наказания.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть:

  • Принудительные работы до 4 лет с лишением права заниматься определенной деятельность или занимать конкретные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или вести конкретную деятельность до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть, будучи в состоянии алкогольного опьянения:

  • Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права заниматься конкретными видами деятельности и быть в определенных должностях до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких потерпевших:

  • Принудительные работы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 7 лет с запрещением права заниматься конкретными видами деятельности и занимать определенные должности до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких лиц, будучи в алкогольном опьянении:

  • Лишение свободы от 4 до 9 лет с лишением права заниматься определенной деятельности и занимать конкретные должности до 3 лет.

В качестве опьянения признается наличие в организме алкоголя, наркотических средств, а также при отказе водителя от прохождения медицинского освидетельствования.

Очевидно, что уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом в качестве отягчающего обстоятельства подразумевает употребление алкогольных напитков.

Если человек, осознавая запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения, намерено садится за руль пьяным, значит он в полной мере осознает опасность своих действий.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства по ДТП

Чтобы установить виновность конкретного лица в аварии проводится ряд следственных мероприятий. Сотрудники ГИБДД, полиции, прокуратура и эксперты должны проверить техническое состояние авто на предмет наличия неисправностей, траекторию его движения, поведение водителей на дороге.

Уголовное дело не будет возбуждено, если будет доказано, что водитель не мог затормозить и предотвратить столкновение.

Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП.

В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:

  • Оставление места аварии;
  • Употребление наркотиков или алкоголя в день ДТП;
  • Пристрастие к употреблению наркотиков или алкоголя, нахождение на учете у нарколога;
  • Наличие информации у водителя о технических неисправностях автомобиля;
  • Большое число штрафов и иных административных проступков у водителя;
  • Управление автомобилем без водительского удостоверение;
  • Участие несовершеннолетних в преступлении.

Все эти действия подтверждают недобросовестность злостного нарушителя.

В качестве смягчающих вину обстоятельств судом могут быть учтены следующие факты:

  • Водителем выступает беременная женщина;
  • У водителя на иждивении имеются дети, опекать которых кроме него некому;
  • Водитель полностью загладил вред перед родственниками погибшего: выплатил ущерб, моральную компенсацию, извинился и т.д.

О принятии к производству смягчающих обстоятельств по делу должен ходатайствовать защитник подсудимого.

ОСАГО

Выплаты по ОСАГО по ДТП со смертельным исходом могут быть гарантированы родственникам погибшего. Это, как правило, предусмотрено самим полисом. Сумма выплаты в каждой конкретной ситуации определяется индивидуально.

Право на получение выплаты по ОСАГО при смерти водителя в ДТП можно только при условии, что полис был оформлен не ранее 1 апреля 2017 года.

В 2020 году максимальный размер выплаты по ОСАГО за причинение смерти при ДТП по неосторожности был равен 500 000 рублей. Лишь единожды выплата за смерть в аварии составила 50 000 рублей. В среднем ее размер держится в пределах 150 000 – 400 000 рублей.

Как получить компенсацию за моральный вред?

Смерть родственника, особенно трудоспособного возраста, – это не только трагедия, но существенное ухудшение материального положения семьи.

В гражданском порядке родственники имеют право потребовать выплаты им компенсации за моральные страдания, понесенные в результате смерти родного человека.

Размер возмещения морального вреда нигде не прописан и может иметь абсолютно любое значение. Другое дело, что судья в процессе анализа преступления и обстоятельств жизни подсудимого, может существенно снизить размер такой выплаты.

Чтобы получить больше, нужно похлопотать о сборе необходимых документов, подтверждающих Ваше плачевное состояние.

Итак, для выплаты морального вреда потребуются следующие документы:

  • Материалы ДТП;
  • Документы из ЗАГС, подтверждающие степень родства с погибшим в ДТП;
  • Заключение медицинского эксперта, которое подтвердит тот факт, что погибший скончался от действий подсудимого на дороге;
  • Документы, которые подтверждали бы доходы погибшего, которые он вносил в семейный бюджет;
  • Медицинские справки и показания свидетелей и близких, которые удостоверят факт обращения родных в больницу за помощью в лечении депрессии и нервных истощений.

Для определения компенсации суд также будет учитывать возраст и материальное положение подсудимого, его способность выплатить взыскиваемую сумму.

Нередко обвиняемый, не желая выплачивать компенсацию, скрывает доходы, избавляется от имущества и любыми другими способами пытается доказать свою финансовую несостоятельность. Обратитесь за помощью к приставам, чтобы максимально получить от виновника размер установленного судом взыскания.

Если у погибшего остались несовершеннолетние дети, представлять их юридические интересы в суде будут законные представители.

Судебная практика

При квалификации преступления по ст. 264 УК РФ возникают сложности в установлении причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью другого человека.

Как правило, водитель, обвиняемый в преступлении, всеми силами стремится доказать свою невиновность и неосторожность. При этом точно доказать, как действовал погибший на дороге до столкновения, практически невозможно, если конечно нет видеозаписи.

Судья в большинстве случаев, так или иначе, снижает размер требуемой моральной компенсации, но незначительно. Поэтому лучше требовать больше.

В судебной практике нередко встречаются дела, в которых ДТП происходит с участием водителей большегрузов, официально трудоустроенных в конкретных компания по перевозке товаров.

Здесь, как правило, ответчиком по выплате компенсации признается сама организация, а не водитель. Он исполнял свои трудовые обязанности, и если не допустил серьезных нарушений ПДД, не будет признанным виновным в этом преступлении.

Компания же за смерть человека от ее машины обязана будет выплатить моральный ущерб.

Когда в ДТП погибают дети, которые ездили по всем правилам дорожного движения в спецкреслах, сумма компенсации вырастает в разы.

Перебегая дорогу в неположенном месте люди рискуют быть сбитыми транспортным средством, которое в последствие не будет наказано уголовным правом. Ведь для переходов существует специальные места.

Автомобили – самый опасный вид транспорта. Ежегодно в России погибает на дорогах порядка 40 000 человек. Эта страшная цифра свидетельствует о беспределе, царящем на дорогах, безнаказанности и коррупции среди органов порядка дорожного движения.

Сегодня чтобы не попасть в ДТП и не стать жертвой такого столкновения, нужно думать не только за себя, но и за всех окружающих участников дорожного движения.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/dtp-so-smertelnym-isxodom-statya-uk-rf/

Смотрите, какая тема — Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?

Наказание при дтп со смертельным исходом

Ответственность за сбитого насмерть на дороге пешехода наступает в том числе и вне зависимости от вины водителя. А при её наличии автолюбителя в 2020 году могут ждать наказания как по КоАП РФ, так и по уголовному кодексу.

Обо всех статьях законов за наезд на человека на пешеходном переходе и переходящего дорогу в неположенном месте, в том числе если водитель был пьяный, скрылся с места происшествия, совершил наезд на велосипедиста, а также ударил 2 и более лиц, рассказываем в статье ниже.

Что делать в первую очередь?

Порядок действий регулирует раздел 2 ПДД, и вам следует выполнить следующие обязанности в хронологическом порядке:

  1. немедленно остановить автомобиль,
  2. включить аварийную сигнализацию,
  3. осмотреть сбитого пешехода и вызвать скорую помощь,
  4. оказать первую помощь; обратите внимание, ПДД обязывают водителя в любом случае это сделать, но ошибка, которая усугубит состояние человека, может грозить вам увеличения срока наказания; сами правила оказания первой помощи, разумеется, выходят за рамки данной статьи, их вы можете прочитать из официального пособия Минздрава РФ,
  5. вызвать сотрудников ГИБДД по универсальным номерам: 102 или 112,
  6. если состояние пешехода требует неотлагательного вмешательства медиков, а самого человека можно перемещать (отсутствуют подозрения на перелом позвоночника и другие состояния), то его следует отправить на попутной или отвезти на своей машине в больницу, а затем вернуться на место ДТП.

Смертельное ДТП с пешеходом – что говорит законодательство?

Законодательную базу можно сгруппировать по 2 основным направлениям регулирования:

  1. правила поведения участников дорожного движения: предписания, запреты и указания,
  2. ответственность за нарушения этих правил: как водителя за сбитого насмерть пешехода при наличии или отсутствии его вины, так и самого пешехода.

Итак, первая группа практически исчерпывающе диктуется Правилами дорожного движения. В частности, ключевыми в наиболее распространённых ситуациях смертельных ДТП выступают следующие пункты:

  • общий пункт 1.3 ПДД, обязывающий каждого участника дорожного движения соблюдать правила, относящиеся к ним,
  • пункт 1.5 предписывает во всех случаях действовать на дороге таким образом, чтобы не создавать опасность для движения,
  • “универсальный” пункт 10.1 – именно его приписывают чаще всего водителям, которые не успели остановиться перед пешеходом и сбили его насмерть,
  • 4.1 обязывает пешехода двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, и только в исключительных случаях – по обочинам, надевать светоотражающие жилеты в определённых случаях, 
  • 4.3 – переходить дорогу по пешеходному переходу и только в исключительных случаях, вне их,
  • 2.6 обязывает водителя вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП пешеходу.

Чаще всего такие аварии происходит:

  • при неуступлении дороги пешеходу на переходе,
  • на тротуаре, когда автовладелец не справляется с управлением,
  • на проезжей части дороги на трассе в тёмное время суток (часто с участием пьяных пеших участников движения),
  • во дворах и на парковках при движении задни ходом грузовым транспортом,

А вот вторая группа наказаний уже более обширна, и именно о ней мы и поговорим далее.

Что грозит водителю за сбитого пешехода?

Рассмотрим сначала ситуацию, когда вина водителя установлена.

Обратите внимание, что установлена она должна быть сотрудниками ГИБДД, судом или следственными органами – только официальное постановление означает виновность в каком-либо нарушении, но и само это нарушение не всегда является причиной ДТП.

Например, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте, и на его со смертельным исходом совершил наезд пьяный водитель, то само состояние опьянения ещё не означает автоматическую вину автолюбителя…

По меньшей мере до тех пор, пока экспертиза не установит, к примеру, что будь водитель трезв, то время его реакции позволило бы избежать ДТП или смягчить его последствия (пешеход бы не погиб, а получил тяжкий вред здоровью). В этом случае вина может быть обоюдной либо полностью лечь на сбитого пешехода.

Водитель, конечно же, понесёт наказание за пьяное вождение, но смерть пешеходу причинило не это.

Теперь давайте перейдём непосредственно к статьям законодательства, актуального на 2020 год.

Ответственность по КоАП?

Итак, раз уж мы сначала рассматриваем ситуации, когда в наезде на пешехода виноват водитель, то, увы и ах, но по Административному кодексу такое нарушение не квалифицируется. Самая жёсткая статья КоАП России предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью – часть 2 статьи 12.24. А за лёгкий наезд назначается часть 1 этой нормы.

В целом же, при сбитом насмерть пешеходе или причинении вреда его здоровью (или других людей) водителю грозит как бы двойная ответственность:

  • непосредственно за нарушение ПДД (но не за все нарушения есть наказания – например, за нарушение пункта 10.1 нет, а за выезд на встречку – лишение прав),
  • за причинение вреда здоровью или смерть человека – уже как результат ДТП.

Уголовная ответственность

Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.

Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.

В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:

  • принудительные работы на срок до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2020 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания.

Сколько дадут, если водитель был пьяный?

Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.

Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:

За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании. Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения.

Если сбили двух пешеходов и более насмерть

В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:

  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 7 лет.

Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.

А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Велосипедист – тоже пешеход?

В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.

Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.

Если водитель не виноват?

Итак, второй случай в обсуждаемой нами ситуации – это когда вина полностью легла на пешехода. И да, даже если тот умер в результате этого, виновность автоматически не переходит на других людей – законодательство так не работает.

Таким образом, водителю может ничего не грозить в плане уголовной и даже административной ответственности. Но есть одно “но”!

Теперь плохие новости: даже при отсутствии вины в ДТП водитель автомобиля будет нести ответственность при причинении вреда пешеходу как владелец источника повышенной опасности. То есть страховка ОСАГО при наличии оплатит расходы на погребение и выплату родственникам сбитого насмерть пешехода.

Увы, но таков закон! Статья 1079 Гражданского кодекса указывает, что вне зависимости от виновности водитель возмещает вред, причинённый его машиной… Да, даже если он ничего не нарушал.

То есть возмещение вреда у обеих сторон будет выглядеть следующим образом:

  1. ОСАГО водителя (или он сам, если страховки на автомобиль нет) выплачивает в пределах лимита 500 000 рублей выплату ближайшим родственникам сбитого пешехода,
  2. наследники последнего выплачивают имущественный ущерб за повреждённый при этом автомобиль, а также за вред здоровью водителю, если он был причинён.

Обратите внимание, как работает эта статья, согласно судебной практике 2020 года, с велосипедами:

  • автомобиль является источником повышенной опасности (ИПО) к велосипеду и пешеходам (в том числе на обычных или электросамокатах, гироскутерах и прочем оборудовании),
  • велосипед является ИПО по отношению к пешеходу.

То есть если велосипедист допускает наезд на пешехода по вине последнего, то владелец двухколёсного несёт также ответственность.

Какие права у пешехода?

Разумеется, сбитый человек при наличии вины водителя имеет полное право на возмещение причинённого ему ущерба – причём, как здоровью, так и имуществу (если пострадал телефон, одежда). В нашем случае право требования с водителя при совершённом наезде со смертельным исходом переходит к ближайшим родственникам следующим образом:

  • если на автомобиль была страховка ОСАГО, то родственникам пешеходам дадут 500 тысяч рублей, из которых 25 000 – на погребение,
  • если действующего полиса не было, то вред возмещается с водителя по суду.

Но учтите, что ждать выплату придётся долго – как страховая, так и иные регулирующие возмещение органы выдадут любое решение по делу исключительно после проведения судебно-медицинской экспертизы и суда над виновным водителем, а это может затянуться на год и более.

Источник: https://TonkostiDTP.ru/a/voditel-sovershil-naezd-na-peshehoda-nasmert-kakaya-statya-uk-rf-i

Ответственность за ДТП с летальным исходом ..

Наказание при дтп со смертельным исходом

Сегодня возникновение дорожно-транспортных происшествий нередко сопровождается определенным вредом здоровью участников. Соответственно, некоторые травмы являются смертельными и ДТП заканчивается летальным исходом. В таком случае полагается максимальная выплата по страховому договору ОСАГО.

Статистика в РФ

Сегодня дорожно-транспортные происшествия на территории нашей страны случаются достаточно часто. Причиной тому является низкое качество дорожного покрытия и банальная невнимательность водителей.

Причем очень много таких ситуаций сопровождается серьезными травмами, получаемыми в результате наездов на пешеходов, а также нахождения в автоматике.

Динамика подобных происшествий на территории Российской Федерации изменяется в течение времени относительно незначительно. Тем не менее важно знать официальную статистику.

 Особенно внимательно следует заранее разобраться с тем, как быть с получением страховых выплат при возникновении подобного рода дорожно-транспортных происшествий. Сегодня получить информацию по поводу смертности на дорогах в нашей стране возможно будет из публичных источников.

Только за 2017 год на территории Российской Федерации зафиксировано порядка 126 тыс. дорожно-транспортных происшествий – в которых были зарегистрированы пострадавшие и погибшие.

При этом следует учесть, что в целом автомобильных аварий стало существенно меньше, чем было в прошлом году. В то же время суммарное количество погибших возросло достаточно существенно – на 16.6 тыс. человек.

Основными причинами гибели людей в ДТП, согласно официальной статистике, являются:

  • низкое качество дорожного полотна;
  • вождение в состоянии опьянения – алкогольного или же иного.

Суммарное количество пострадавших, но оставшихся в живых и получивших серьезные травмы, осталось несколько снизилось, но в сравнении с другими странами остается чрезмерно высоким – 160 тыс. человек.

При этом относительно невысок процент смертности, связанной непосредственно с нарушением водителем правил дорожного движения. Данный показатель составляет всего 2.

2% от общего числа ДТП со смертельным исходом.

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Ответственность виновного за смерть при возникновении дорожно-транспортного происшествия существенно различается в зависимости от всевозможных косвенных факторов. К таковым в первую очередь сегодня относятся следующие:

  • при наезде на пешехода;
  • в нетрезвом виде;
  • по неосторожности;
  • при оставлении места ДТП.

При наезде на пешехода

Очень частой ситуацией является ДТП с наездом на пешехода со смертельным исходом. Причины того могут быть самыми разными и далеко не всегда виноват в этом водитель. Нередко пешеходы сами пренебрегают правилами дорожного движения.

Но при этом водитель все равно несет ответственность за возникновение подобного рода ситуации. Так как управляет средством передвижения, несущим повышенную опасность для окружающих.

 Ответственность при наезде на пешехода подразумевает достаточно суровое наказание:

За возникновение тяжких телесных повреждений – принудительные работы длительностью до 2 лет и ограничение свободы до 3 лет

Если имеет место смертельный исход – принудительные работы длительностью до 4 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Причем конфискация прав на управление транспортным средством является обязательным наказанием. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.

В нетрезвом виде

Ранее, в СССР, факт наличия алкогольного опьянения подразумевал облечение наказания. На данный же момент установление этого факта подразумевает особую строгость наказания для водителя, который попал в ДТП.

 Ответственность за дорожно-транспортное происшествие в нетрезвом состоянии подразумевает стандартные статьи УК РФ.

 Но при этом применяется обычно максимальная мера наказания – при отсутствии факторов, которые могут смягчить соответствующие обстоятельства.

По неосторожности

В таком случае возможно досудебное урегулирование по ДТП со смертельным исходом. Но важно учесть, что сам факт неосторожности должен быть установлен в определенном законодательством порядке. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют. В таком случае оптимальным решением будет сразу же проконсультироваться с квалифицированным юристом.

Только лишь таким образом возможно будет не допустить различного рода проблем. Обычно в таком случае наказание ограничивается выполнением обязательных работ в течение нескольких лет.

Очень важно не пренебрегать экспертизой авто после ДТП со смертельным исходом. Данная процедура позволит защитить свои интересы, а также избежать назначения большего наказания. Соответственно, понадобится обязательно обратиться в независимую экспертизу. Только лишь таким образом возможно будет не допустить всевозможных затруднительных ситуаций.

При оставлении места аварии

Сокрытие с места дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом подразумевает максимально высокую меру наказания. Данное действие подпадает под ч. 3 ст. №264 УК РФ. Обычно применяются следующие меры наказания в подобных ситуациях:

Принудительные работы – на период до 4 лет

Лишение права управлять транспортным средством – на срок до 3 лет

Сам по себе факт оставления места дорожно-транспортного происшествия подразумевает административное нарушение. Данный момент освещается в ч. 2 ст. №12.27 КоАП РФ.

При этом лишение подразумевается на период до 1 года. Соответственно, если имеет место ДТП со смертельным исходом – то дела будут обстоять несколько иначе. В отдельных случаях полагается арест на срок до 15 суток.

Но в судебной практике имеются также прецеденты реальных сроков за подобны нарушения закона. Именно поэтому опять же во избежание различных проблем стоит обратиться к квалифицированному юристу. На меру наказания в таком случае влияет одновременно большое количество самых разных факторов. Многие суды в таких ситуациях принимают решения по аналогии с ранее принятыми решениями.

Ответственность работодателя

Согласно действующему законодательству собственник автомобиля при этом являющийся работодателем водителя также несет определенную ответственность за возникновение дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом. Данный вопрос подробно освещается в ст. №1068 ГК РФ. Данный документ определяет, что возмещать ущерб за работника при выполнении таковым своих служебных обязанностей должен именно работодатель.

Исходя из положений данной статьи можно сделать вывод, что родственники пострадавшего, который погиб в результате возникновения ДТП, имеют право взыскать всю сумму возмещения с юридического лица-работодателя.

Важным аспектом является то, что сама такая организация должна являться собственником автомобиля.

 В то же время уголовная ответственность распространяется только лишь на самого водителя, который допустил возникновение дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом.

Причем важно учесть, что для получения денежной компенсации от юридического лица должно иметь место соблюдение обширного перечня условий. Перечень таковых является стандартным, он включает в себя следующее:

  • имеет место доказательство вины конкретного водителя;
  • установлена точная сумма время – возместить который необходимо будет в обязательном порядке;
  • установлено наличие связи между действием конкретного виновного и возникшим в результате этого вредом;
  • организация, а также виновник происшествия-водитель находятся в официальных трудовых отношениях – причем не имеет значения какого именно типа договор заключен между участниками таковых отношений;
  • в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия сам водитель находился при исполнении своих служебных обязанностей.

Соответственно, при выплате организацией ущерба пострадавшей стороне возникает право регрессивного требования. Таким образом работодатель в последствии может взыскать всю потраченную сумму со своего работника. Данный момент устанавливается одновременно двумя различными нормативными документами:

  • ст. №233 Трудового кодекса РФ;
  • ст. №1064 Гражданского кодекса РФ.

Что делать со страховкой, если попал в ДТП и я виновник, объясняется в статье: что делать, если попал в ДТП и я виновник. Какой должна быть доврачебная помощь пострадавшим при ДТП, читайте здесь.

Что может служить смягчающими обстоятельствами

Сегодня максимально высокую меру наказания применяют относительно редко. Причем подобное имеет место именно в силу наличия смягчающих обстоятельств. Перечень смягчающих вину обстоятельств является стандартным, освещается подобный в ст. №61 УК РФ. Он включает в себя обычно следующее:

  • противоправные или же иные действия были свершены в силу случайного стечения обстоятельств;
  • сам виновный ещё не достиг совершеннолетия и не способен адекватно оценивать свои действия;
  • беременность виновной в возникновении ДТП со смертельным исходом;
  • наличие малолетних детей не попечении или же престарелых родственников, требующих ухода;
  • преступление было свершено в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
  • нарушение имело место в силу физического, психологического принуждения;
  • аморальное, противоправное действие потерпевшего – что именно и стало причиной возникновения подобного рода ситуации;
  • явка с повинной и активное участие в проведении расследования;
  • оказание медицинской или же иной помощи потерпевшему сразу после возникновения происшествия.

Соответственно, также имеются обстоятельства, которые наоборот отягощают вину потерпевшего. К таковым обстоятельствам на данный момент относится следующее:

  • свершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения;
  • сокрытие в места ДТП;
  • преднамеренные действия, из хулиганских побуждений.

Также суд может учесть иные обстоятельства, не указанные в обозначенных выше списках. В каждом случае вопрос назначения наказания рассматривается строго индивидуально. Именно поэтому со всеми тонкостями нужно будет разобраться предварительно. По возможности – изучить судебную практику. Это позволит не допустить всевозможных проблем в дальнейшем.

Случаи виновности пассажира

Достаточно редко случаются ситуации когда в качестве виновного в смертельном ДТП выступает именно пассажир. Доказать подобное бывает нередко крайне затруднительно.

Но при наличии соответствующей доказательной базы – вполне реально. Примером может служить ситуация, когда пассажир попросту не пристегнулся в автомобиле.

В результате чего при ДТП были получены травмы не совместимые с жизнью.

Тем не менее в подобной ситуации доказать вину самого пассажира в собственной смерти не удастся. Так как изначально причинной дорожно-транспортного происшествия является именно водитель.

Оптимальным решением будет нанять для разрешения такой ситуации адвоката, который будет подавать соответствующие ходатайства о назначении экспертизы – результаты которой позволят подтвердить факт наличия вины пассажира. Но сделать подобное будет достаточно сложно.

Что делать родственникам при ДТП со смертельным исходом? Очень важно трезво оценить ситуацию и сразу же приступить к сбору документов, которые позволят доказать отсутствие вины конкретного гражданина в подобной ситуации.

 Таким образом возможно будет если не избежать наказания для виновного водителя, то сделать его максимально мягким.

Выплаты

Смерть одного из участников ДТП является основанием для получения максимальной выплаты по ОСАГО. С недавнего времени, с 2016 года, величина таковой максимальной выплаты установлена величиной в 500 тыс. рублей.

Но опять же понадобится обязательно ознакомиться с правилами страхования. Получение выплат от страховой компании – сложный процесс, имеющий большое количество всевозможных нюансов, особенностей.

 При гибели участника ДТП, который являлся кормильцев в семье, понадобится подготовить следующие документы:

  • заявление – в таковом обязательно предоставляется информация по поводу всех членов семьи погибшего;
  • копия свидетельства о смерти гражданина;
  • свидетельство о рождении или же паспорт детей погибшего – возраст которых составляет менее 18 лет;
  • если на иждивении имелись инвалиды – данный факт также понадобится обязательно подтвердить;
  • документальное подтверждение родства с погибшим (это может быть свидетельство о заключении брака или же свидетельство о рождении);
  • справка о доходах.

Иным образом обстоит дело в случае, если необходимо будет получить выплату в судебном порядке. В таком случае понадобится подготовить исковое заявление, а также множество иных документов, подтверждающих право на выплату.

Самостоятельно сделать все это крайне затруднительно. Именно поэтому понадобится заранее обратиться к квалифицированному юристу.

Срок давности

При возникновении происшествия рассматриваемого типа не стоит затягивать с обращением в уполномоченные органы. Так как у ДТП со смертельным исходом имеется определенный срок давности. Момент данный установлен в соответствующих законодательных нормах.

Согласно специальным нормам ДТП со смертельным исходом подразумевает регулирование в соответствии с ч. 3 ст. №264 УК РФ. Данный нормативный документ устанавливает срок давности длительностью в 6 лет.

 Соответственно, если водитель в момент свершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения, то срок исковой давности будет составлять 10 лет. Данный момент определяется ч. 4 ст. №264 Уголовного кодекса РФ.

Примеры из судебной практики

Виновным в ДТП был признан водитель грузового автомобиля. В результате происшествия погиб водитель легкового автомобиля. Родственники погибшего предъявили организации иск на возмещение материального вреда в размере 20 тыс. рублей, а также моральной компенсации в размере 50 тыс. рублей.

В результате расследования было выяснено, что нарушение имело место в силу превышения водителем скорости движения. Суд постановил возместить ущерб в заявленном в иске объеме.

Сегодня дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом возникают достаточно часто. Именно поэтому необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями процесса взыскания средств, а также проведения судебных разбирательств. Это позволит избежать самых разных сложностей в дальнейшем.

Игорь Битейкин, управляющий партнёр ЮК “Битейкин и партнёры”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/otvetstvennost-za-dtp-s-letalnym-ishodom--5bdf7272b327ef00a9375bde

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.